Повреждение шин стерней - основная опасность при уборочных работах

             Одним из самых распространенных явлений, существенно влияющих на ресурс сельскохозяйственных шин, является воздействие на шину стерни (остатков стеблей от срезанных при уборке сельхоз культур).

              Усиление влияния воздействия стерни на ресурс шин имеет несколько причин:

              Во-первых - благодаря новейшим разработкам генной инженерии современные сорта таких культур, как кукуруза, соя, хлопок, подсолнечник и т. д. становятся все более стойкими не только к вредителям или различным заболеваниям, но и к воздействию различных природных явлений, в том числе к ветру. Это приводит к заметному увеличению жесткости стебля растения.

              Во-вторых – современные жатки при уборке срезают стебли культур на уровне 7-10 см. от земли, оставляя очень жесткие и короткие остатки стеблей, которые можно сравнить с торчащими из земли кусками арматуры, движение по которым не безопасно для шины.


 


              Среди типовых повреждений шины при движении по стерне можно отметить прокол шины в зоне протектора, порез или прокол боковины шины, а также возникновение сколов резины («поклеванности» шины) в протекторной части.

              - Прокол протекторной части может произойти как мгновенно при наезде на торчащий стебель, так и по причине застревания обломанной части стебля в теле резины и постепенного вдавливания его в шину до образования сквозного прокола. Прямым проколам больше подвержены диагональные шины, чем радиальные в силу более жесткой конструкции. Так же можно отметить, что тракторные шины более стойкие к проколам, чем шины для прицепного и навесного оборудования.

              - Повреждение боковины может произойти, если ширина шины больше, чем ширина междурядья и чаще встречается при использовании радиальных шин.

              - Вероятность возникновение сколов резины («поклеванности» шины) в протекторной части под воздействием жестких стеблей стерни зависит в большей степени от состава резины, из которого изготовлен протектор. Радиальные шины по своей конструкции лучше приспособлены для противодействия появлению сколов, чем диагональные.

           Производители постоянно работают над совершенствованием состава резиновой смеси для лучшей защиты шин от повреждения стерней, особенно учитывая успехи генных инженеров в деле повышения стойкости культур. Тем не менее, бесконечно повышать жесткость шины нельзя. Шина должна обладать определенной эластичностью для уменьшения воздействия на почву и для создания комфортных условий работы человека, управляющего сельскохозяйственной техникой.

            Компания СЕАТ уделяет первоочередное внимание составу резиновой смеси протектора в соответствии с назначением и типом шин.

               На эксплуатационные характеристики шины большое влияние оказывает возраст шины, т.е. срок, прошедший со дня изготовления. Резиновая смесь производится на основе каучука. который в определенных пределах меняет свое состояние со временем. Чем старше шина, тем жестче и крепче становится резиновая смесь.

               Следует иметь в виду, что расчетные параметры твердости шина приобретает примерно в течении двух месяцев со дня производства. Поэтому «молодая» шина требует щадящих условий эксплуатации. Конечно же желательно начинать эксплуатировать шину не ранее, чем через 2 месяца со дня производства. За этот срок резиновая смесь окончательно высыхает, снижается концентрация масел в ее составе, и материал приобретает расчетную твердость.

                Для уменьшения вероятности повреждения шины стерней необходимо следовать следующим правилам:

        - Для полевых работ выбирать шины, предназначенные именно для сельскохозяйственного применения.

        - Выбирать шину по параметрам (типоразмеру, конструкции, индексу нагрузки) наиболее соответствующим используемой технике и характеру работ.

        - По возможности исключить эксплуатацию свежеизготовленных шин во время уборки урожая.

        - По возможности использовать шину, ширина которой соответствует ширине посевов.

        - Строго соблюдать рекомендуемые производителем давление воздуха в шине максимальную нагрузку.

      Наиболее радикальным на сегодняшний день способом уменьшить (а практически исключить) вероятность повреждения шин стерней – это использование механических защитных приспособлений, устанавливаемых перед передней осью трактора напротив каждого колеса и предназначенных для предварительного сгибания стеблей (англ. stalk stompers).


 


Такое устройство помогает защитить резину, укладывая острые торчащие перпендикулярно земле стебли под углом 45°, позволяя шине проходить по срезанным остаткам растений с минимальным воздействием или ущербом. 

 

Закрыть страницу